ИСТОРИЯ РТО

История научно-технических обществ России неразрывно связана с историей развития Отечественной науки, техники, промышленности. Самым первым официально зарегистрированным научным обществом в нашей стране было Императорское Вольное экономическое общество (1765 г.), занимавшееся вопросами экономики и сельского хозяйства. В первой половине XIX века появились научные общества, объединявшие ученых-представителей естественных и гуманитарных наук: Московское общество Испытателей природы (1805 г.), Московское общество истории и древностей российских (1804 г.), Географическое общество (1863 г.) и уже после отмены крепостного права возникли: Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1866 г.) и др.

Все эти общества, занимаясь полезный научно-исследовательской деятельностью, почти не интересовались вопросами техники. Первым и наиболее крупным обществом, объединившим представителей науки, техники и промышленности, было русское техническое общество (РТО), созданная группой профессоров и инженеров Санкт-Петербурга в 1866 году.

После длительного хождения по инстанциям, внесения различных изменений в проект был согласован министрами финансов и внутренних дел, а 22 апреля 1866 г. получил «высочайшее соизволение».

Согласно Уставу в обществе приняты следующие уровни представительства: почетные члены, члены-соревнователи, действительные члены и члены-корреспонденты. Во главе РТО стоял председатель, выбираемый сроком на 3 года из действительных или почетных членов.

Первым председатель РТО был выбран барон А. Дельвиг. Это был инженер с большим практическим опытом.

Вместе с секретарем общества профессором Е. Андреевым они являли то самое единство ученых и техников, что получила дальнейшее развитие в научно-технических обществах страны.

Выходец из аристократической семьи Андрей Иванович Дельвиг родился 13 марта 1813 года в селе Студенец Воронежской губернии. Назван Андреем в честь дяди — князя Андрея Волконского.

Фамилия Дельвигов принадлежала к дворянству Лифляндской губернии (ныне Латвии). Отец Андрея Ивановича барон Иван Антонович Дельвиг был военным, но по состоянию здоровья (в результате ранения) вынужден был рано оставить службу, выйдя в отставку в чине майора.

Мать Андрея Ивановича урождённая княжна Волконская, принадлежала к потомству Рюрика. Один из ее предков был соратником Петра I, начальником всех драгунских полков и обер-команд Москвы, Тулы и Ярославля.

Отроческие годы Дельвига прошли в Москве. Начальное образование получено в заведение Д. Лопухиной. В 1826 г. он приезжает с родителями в Петербург, чтобы продолжить образование. Здесь состоялась его знакомство, переросшее затем в дружбу и привязанность, с двоюродным братом Антоном Антоновичем Дельвигом, известным поэтом и другом А. Пушкина. Это знакомство наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

«В доме Антона Антоновича, — пишет впоследствии Андрей Иванович, — открылся для меня новый мир, о котором я не думал и не гадал». Особенно полюбились юноше литературные вечера, на которых собирались Пушкин, Плетнев, Одоевский, Яковлев.

Под влиянием своих литературных друзей Дельвиг впоследствии и сам стал прекрасным литератором. Его воспоминания по праву могут быть отнесены к шедеврам мемуаристики. Литературная среда, А. Пушкин и его окружение, да и остальные герои его произведения, с которыми он встречался позднее, среди которых были М. Лермонтов, А. Герцен, П. Чаадаев и другие выдающиеся личности, выписаны настолько выпуклой и живо, что создаётся как бы «эффект присутствия».

Вот так и Андрей Иванович сразу после окончания Института инженеров путей сообщения в 1832 г. поступил на службу производителем работ по устройству московского водопровода, где проявил себя довольно успешно, завоевав первую свою награду — денежную премию, положенную одним из благотворителей этого строительства.

Одно из главных направлений служебной деятельности А. Дельвига начиналась службой при Главноуправляющем путями сообщения графе Клейнмихеле. Под его руководством в период с 1842 по 1858 г. А. Дельвигом был осуществлён целый ряд смелых инженерных проектов. А позже, будучи главным правительственным инспектором и начальником управления железных дорог, он принял участие в постройке 32 железных дорог общей протяженностью 11222 версты. Вершиной его карьеры на этом поприще был пост председателя в Совете Министерства Путей Сообщения (1867-1871 гг.), а в течение 10 последних месяцев этого срока он управлял самим министерством.

Среди «отвлечений» А. Дельвига от железнодорожного дела следует отметить его деятельность по устройству г. Нижнего Новгорода (1845 -1848 гг.,. председательствование в архитектурном Совете по постройке храма Христа Спасителя в Москве (1852 1861гг.), членство в комитете по надзору за устройством фабрик и заводов.

Новая яркая, хотя и короткая, страница его биографии начинается 8 марта 1867 года и заканчивается 21 ноября 1870 года. И именно в этот отрезок времени барон А. Дельвиг находился на посту председателя Императорского русского технического общества. Как отметил его преемник на посту председателя РТО П. Кочубей на торжественном заседании, посвященном памяти А. Дельвига: «Благодаря незабвенного Андрею Ивановичу возникшее в 1866 г. скромное предприятие некоторых лиц, бескорыстно преданных науке и технике, получило в России права гражданства и авторитет в глазах частных и правительственных лиц, а также учреждений».

Блестящую характеристику дал Дельвигу его коллега по руководству РТО Е. Андреев: «Это был не кабинетный, но практически инженер с весьма серьезной научной подготовкой и никогда не покидающий научной стороны дела… Это был практически производитель работ, строитель, хорошо знающий, как разнообразны бывают затруднения на практике. Если вы к этому прибавите спокойный, весёлый, радушный и привлекательный характер: ум живой и много наблюдавший, избегавший крайностей; искреннюю любовь к делу, но без страсти, и при этом многостороннее образованность и любовь к просвещению… то получите, я думаю, верную характеристику покойного барона той жизненной подготовки, при которой он сделался председателем нового общества».