Пиар - АСИБ

Пиар

Развитие социологии общественного мнения связанного прежде всего с запросами политической практики, в последствии привело к накоплению обширного эмпирического материала. В это же время выявилась и некая тенденция, которая заключается в том, чтобы с одной стороны, резче выявить именно специфику общественного мнения, а с другой — конкретнее определить его связь с другими явлениями).

пиар

Следует заметить, что начиная ещё с 60-х годов прошлого столетия, исследователи рассматривали общественное мнение преимущественно как некое состояние сознания и соответственно анализировали его в структуре общественного сознания. Анализ общественного мнения в рамках структуры общественного сознания неизбежно вёл к преимущественному изучению способа и форм отражения действительности в коллективных суждениях людей. Безусловно, такое направление весьма продуктивно и совершенно необходимо. Но оно недостаточно, когда возникает вопрос о практическом воздействии общественного мнения на реальность.

Известно, что общественное мнение всегда и, прежде всего, связано с оценкой людьми того или иного явления, процесса. Исходя из теории, общественное мнение связывается с выражением интересов различных социальных групп. Их взгляды по вопросам влияния на общественное мнение предопределяют и отношение к населению как потребителю. Либо граждан воспринимают как объект манипулирования, и тогда к ним можно прилагать какие угодно дефиниции — «толпа», «масса», либо людей рассматривают как полноправных субъектов коммуникационного взаимодействия, подразумевая, что влияние СМИ на личность во многом зависит от того, какую роль в информационном процессе играет сама личность и как она к этому процессу относится.

Общественное мнение как явление тесно взаимосвязано с общественными отношениями. Это дает основание рассматривать общественное мнение не только в структуре общественного сознания, но и в структуре общественных отношений. И тогда сущность общественного мнения можно определить как взаимодействие, связи людей на основе единства или различия их оценок актуальных явлений действительности, представляющих общественный интерес. Общественное мнение не является каким-либо особым типом или видом общественных отношений, а представляет собой лишь их определенный их элемент, момент, сторону.

Основанием возникновения общественного мнения как определенной стороны общественных отношений является, наличие некоей потребности, проявляющейся в общественном интересе. Собственно и сам динамизм общественного мнения чаще всего возникает на базе реализации ближайших интересов.

Общественное мнение возникает, формируется и функционирует как совокупность оценочных суждений, выражающих отношение той или иной значительной социальной группы к поведению и деятельности отдельных людей, при этом обязательный элемент любого коллективного суждения, которое претендует называться общественным мнением — наличие положительной или отрицательной оценки данного явления. Сама же оценка (и здесь мы снова переходим к социологической стороне дела), содержащаяся в общественном мнении, не является абстрактной, она отражает позиции различных социальных групп.

пиар

Можно констатировать, что общественное мнение есть проявление (состояние) общественного сознания, в котором отражается прежде всего оценка большими социальными группами, народом в целом явлений, представляющих актуализированный общественный интерес, на основе существующих общественных отношений.

Общественное мнение, формирующееся в малой группе, и общественное мнение, формируемое мировой общественностью, при всех различиях принципиально однотипны. Чаще всего, говоря об общественном мнении, имеют в виду статистически измеряемую картину, получаемую главным образом с помощью выборочных опросов населения страны (региона). Такой подход наиболее удобен как для выявления вероятностных тенденций в общественном мнении, так и для определения степени его устойчивости.

В сегодняшней научной интерпретации под «общественным мнением» понимают такое проявление общественного сознания, в котором отражается отношение (оценка) больших социальных групп, народа в целом к актуальным явлениям, представляющим общественный интерес на основе существующих общественных отношений. Поскольку общественное мнение отражает определенную коллективную позицию, проявляющуюся как в отношениях, так и в поведении людей, то оно возникает, как мы это уже отмечали, только по проблемам, представляющим общественный интерес.

В наиболее общем виде общественное мнение можно определить как коллективное оценочное суждение людей по вопросам, представляющим совместный интерес. Оно носит интегративный характер, выражает коллективный разум. Зарождаясь на начальной стадии как индивидуальное мнение людей по поводу общественных проблем, затрагивающих их интересы, оно в ходе межиндивидуального общения, в процессах массовой коммуникации кристаллизуется в общее мнение более или менее широких масс людей, социальных групп

Основными элементами структуры общественного мнения выступают социальная оценка, знания, представления, установки и волевые элементы. В него входят не только рациональные, но и эмоциональные компоненты. Понятие структура вообще часто используется для обозначения правил и ресурсов вовлеченных в систему социального воспроизводства.

Очевидно, что средства массовой информации обладают большими потенциальными возможностями для воздействия на общественное мнение, но эти возможности не всегда и не везде реализуются автоматически. Объективные условия жизни людей, нравственная атмосфера в обществе образуют глубинную основу развития устойчивых связей между деятельностью СМИ и общественным мнением. Средства массовой информации оказывают влияние на все сферы и институты общества, включая политику, экономику, культуру, образование, религию и т.д.

Проблема взаимодействия средств массовой информации и общественного мнения, влияния последнего на различные стороны жизнедеятельности общества — одна из самых традиционных в социологии.

Таким образом, можно утверждать, что возможности влияния СМИ на общественное мнение и поведение населения в целом  практически безграничны.

пиар